Основатель салона «Палаццо» Сергей Белоцерковец: Мебельный бизнес для меня, как доменная печь — нельзя вот так взять и выключить
салон палаццо
Фото: Михаил Чекалов

Меньше года назад — в январе 2017-го — интерьерный салон «Палаццо» в Ростове-на-Дону переехал на улицу Максима Горького. Новое место, скажем прямо, не стало бы поводом для разговора, если бы вместе с ним не изменилась концепция. А она изменилась: не радикально, но ощутимо. Почти вдвое, до 400 квадратных метров, сократилась площадь экспозиции. Брендов, напротив, добавилось — и скоро добавится еще. Теперь, как признаются основатель компании Сергей Белоцерковец и директор салона (и дочь по совместительству) Наталья Чуева, «Палаццо» — необязательно про «дорого и роскошно». Тогда про что?

Сразу хотелось бы прояснить: смена концепции, о которой мы сегодня будем говорить, — это ведь не решение одного года? Не думаю, чтобы одно только новое место могло повлиять на вектор развития компании. Хотя свою роль оно, безусловно, сыграло.

Наталья: Прежде всего меняется время — и мы вместе с ним. Подстраиваемся под конъюнктуру рынка, под спрос. Двадцать с лишним лет назад, когда открывались, в Ростове было максимум три таких же салона — и был огромный спрос на чопорную люксовую классику. Сейчас, когда рынок основательно поменялся, а многие страны переживают кризис — и Россия в первых рядах, держать такую большую экспозицию невыгодно, да и она попросту не нужна. Современный потребитель куда лучше разбирается в мебели, чем в девяностые и нулевые. И когда приходит заказывать, ищет что-то индивидуальное. Для этого, повторюсь, не нужна большая экспозиция с шикарными брендами.

Сергей: Вообще, наш переезд на Максима Горького подтверждает: нет худа без добра. Это в 1993 году, когда открылись, Пушкинская была одной из лучших улиц города. Да и клиенту, голодному на такую продукцию, было всё равно, куда ехать: как верно сказала Наташа, нас было всего три-четыре салона на город, конкуренция фактически отсутствовала. Сейчас клиенту объективно есть из чего выбирать — конечно, он обращает внимание на детали: как проехать к салону, где припарковаться… Пушкинская перестала отвечать многим нашим требованиям. Тогда поняли, что нужно что-то новое. Место на Горького нам понравилось. Так вышло, что сам формат пространства — индустриально-лофтовая история с бетонными стенами, потолками под шесть метров, панорамными окнами — дала четкое понимание, что именно новое.

салон палаццо

Пространство салона оформляли с нуля, или что-то досталось по наследству?

Наталья: Стены достались по наследству (смеется).

Сергей: И высоченные потолки. Сам бог велел сделать второй уровень. Теперь там офисные помещения, удобно.

Наталья: Когда только зашли сюда, поняли, что не будем уделять большое внимание отделке, декору — сосредоточимся на продукте. И всё-таки человеку, который окажется здесь впервые, важно объяснить — или напомнить — что мы приверженцы итальянского стиля, что ценим истинное мастерство ремесленников, качество и традиции. Так что декоративное панно на стене у входа, изображающее знаменитый собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, появилось неспроста.

салон палаццо

Большое помещение отдали под библиотеку. Она, кстати, получила огромное количество лестных отзывов от наших европейских партнеров. Говорят, ничего подобного в Ростове не видели. В салонах, как правило, лежат отдельные каталоги — мало кто может показать такую же структурированную подборку. К слову, формировали ее не один год. Клиент, придя к нам, сразу видит, с какими фабриками работаем. Все-таки человек должен понимать, кому он отдает свои деньги.

Сергей: Это важный момент — существенно влияет на уровень доверия.

салон палаццо

Продолжаете работать с теми же фабриками, или есть изменения? 

Наталья: Продолжаем со всеми. Но несколько лет назад мы всерьез задумались о том, чтобы начать работать с фабриками средне-высокого и среднего ценового сегмента. Понимаете, о нас всегда говорили: «Палаццо» — это дорого, это про роскошь». Не могу сказать, что это неприятно (улыбается), однако…

Сергей: Нам приятно это слышать. Но если изначально мы работали только с итальянскими компаниями, то сейчас расширились за счет испанских, португальских брендов. Проверенных, на производстве которых мы были лично. Взять тот же AM Classic — смело рекомендуем клиенту. Отменное качество и очень вменяемый ценник. Вообще, работаем с рядом европейских фабрик, которые стоят, как российские — но, как вы понимаете, дают потребителю совсем другое качество, куда более широкий модельный ряд, огромный выбор отделок.

При этом вы продолжаете работать с фабриками уровня Turri.

Наталья: Безусловно. И гордимся тем, что у нас выстроены такие длительные отношения с известными брендами. Что говорить: у нас на экспо Turri был еще в конце девяностых, тогда как другие ростовские поставщики открыли эту фабрику каких-то четыре-пять лет назад.

У нас большая библиотека, формировали ее не один год. Клиент, придя к нам, сразу видит, с какими фабриками работаем. Все-таки человек должен понимать, кому он отдает свои деньги.

Сергей: Да, в этом году 24 года, как мы работаем с Turri.

салон палаццо

Давайте вернемся на 20 с лишним лет назад, когда вы только открыли салон. Привезли в Ростов мебель, о которой до сих пор здесь даже не слышали — не то чтобы покупали. Какую реакцию встретили? 

Сергей: Конечно, сначала хватало тех, кто сомневался в успехе. Потом от них же отбою не было (смеется). Вообще, реакция всегда одинаковая — обязательно найдутся те, кто скажет: «Да кому это надо вообще?» Другие оценят — мол, наконец-то! В Ростове!

Наталья: Я тогда еще училась в школе, но хорошо помню: это был эффект разорвавшейся бомбы. Люди приходили и удивлялись: «Ну надо же так уметь дерево обрабатывать!». Насколько я сама была далека от этого — не любила такую вычурную классику — но понимала, что ничего подобного в России еще не было… А концепция самого салона!

Сергей: Раньше же как было: как комиссионный магазин.

Наталья: Мы же оформили пространство так, чтобы клиент попадал в жилые мини-зоны. Площадь в 250 квадратных метров позволяла. Это сейчас так каждый салон зонируют, а тогда такой практики близко не было.

Сергей Николаевич, а как вообще вы оказались в этом бизнесе?

Сергей: В 90-е познакомился с двумя итальянцами, они на тот момент открыли салон в Ленинграде. Предложили вместе в Ростове — я взялся. Проработали год, потом, к сожалению, в их отношениях произошел разлад. Пришлось двигаться дальше самим. А поскольку этот бизнес для меня, как доменная печь — нельзя вот так взять и выключить — почувствовал свою ответственность перед клиентами, партнерами. Начинали практически с нуля, временами с пробуксовками и сомнениями. Но у меня любовь к Италии — она, наверное, и подталкивала.

салона палаццо сергей белоцерковец

Наталья: Любовь к Италии — и желание показать людям то, что увидел сам. Помню, папа тогда совсем не говорил по-итальянски. Сейчас сами итальянцы удивляются чистоте его языка.

Сергей: Когда нужно прояснить какой-то сложный момент с фабрикой, сам подключаюсь и напрямую всё решаю. Наталья тоже свободно говорит на итальянском и на английском. Это придает некую, я бы сказал, расторопность. Поверьте, она крайне важна в этом бизнесе.

А когда решили подключить к бизнесу дочь?

Сергей: Наташе было 23, когда мы решили запустить еще один салон — Natuzzi.

Наталья: Я только окончила университет, это 2003 год. Natuzzi был довольно рисковым проектом: тогда торжествовала классика, и Natuzzi со своим лаконичным дизайном был чем-то совсем новым для Ростова. Плюс чтобы открыть галерею, нужно было соблюсти много требований фабрики — начиная покраской стен и заканчивая подбором экспозиции. Всё строго регламентировалось дизайнерским центром компании. Помню, серые и черные стены повергли в шок многих. Тем не менее салон успешно просуществовал семь лет, до 2010-го. Я сама подбирала сотрудников, ездили учиться всей командой в Москву и на фабрику в Италию. Времени на запуск почти не было — открылись за пару месяцев.

Этот бизнес для меня, как доменная печь — нельзя вот так взять и выключить. Ведь это всегда большая ответственность перед клиентами. Начинали практически с нуля, временами с пробуксовками и сомнениями. Но у меня любовь к Италии — она, наверное, и подталкивала.

салон палаццо ростов наталья чуева

А закрыли почему?

Сергей: Кризис 2008-го сказался. При этом почти сразу открыли большой проект с Natuzzi в Краснодаре — 300-метровый мультибрендовый салон. И, кстати, сейчас, посетив последнюю миланскую выставку, снова приехали с эмоциями от стенда Natuzzi. Фабрика предлагает очень современный продукт по приемлемой цене. Был бы чуть моложе, открыл бы снова (улыбается).

Сегодня что кроме мебели, аксессуаров и света может предложить салон «Палаццо»?

Практически всё. Даже ворота — есть действительно нетривиальное предложения для владельцев представительских машин и суперкаров. Напольные покрытия, настильные системы: причем, работаем с фабриками, которые дают гарантию 25 лет. Да, дорого, но это износостойкие материалы, за которые не жалко заплатить.

Наталья: Вообще, наша философия укладывается в известное выражение: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи.

Раз уж коснулись этого вопроса: клиентам часто приходится объяснять, за что они платят? И что используете в качестве основных доводов?

Сергей: Приходится. Всё же зависит от культуры потребления — а уровень нашей культуры, увы, еще довольно низок.

Наталья: Я всегда говорю о здоровье, о том, что дешевая мебель содержит большое количество формальдегида — самого вредного вещества, которое только может быть. Компании, с которыми мы работаем, открыто пишут о нормах содержания формальдегида — и никогда их не завышают. Плюс не надо забывать, что дешевая мебель через три-четыре года выходит из строя, теряет внешний вид.

салон палаццо

Вы видите развитие «Палаццо» как салона, который…

Сергей: Всё может!

Наталья: И готов предложить всё и везде. У нас нет географических рамок — готовы комплектовать объекты в любой стране.

Сергей: В зависимости от пожеланий и бюджета, конечно. Не всем нравится, когда мы задаем этот дежурный вопрос: «На какой бюджет рассчитываете?» Это ведь не потому, что хотим в чей-то кошелек залезть. Только зная бюджет, дадим четкое понимание, на чем и, главное, в пользу чего можно сэкономить.

Наталья: Совершенно точно: легко работать с клиентом, который сразу обозначает рамки.

Если, скажем, заказчик не стал приглашать дизайнера, но хочет с нуля укомплектовать свое жилье, возьметесь? 

Сергей: Конечно. У нас достаточно большой опыт в этом. Полностью или частично мы комплектовали многие отели и гостиницы в Сочи — «Дагомыс», санаторий «Мыс видный»; частные объекты в Германии, Черногории, Великобритании, Франции, Италии, на Кипре. Все сотрудники «Палаццо» с профильным образованием — дизайнерским либо архитектурным.

салон палаццо ростов

Каких-то кардинальных изменений стоит ждать в скором времени?

Наталья: Будем представлять бренды, которых в Ростове не было до сих пор.

Сергей: Концепция развития уже есть в голове, кое в чем мы изменимся. Говорить не буду — вскоре увидите сами.

салон палаццо ростов

Рекомендовать друзьям